Ребята, я только что закончил свой двухмесячный трип по России и вернулся в Китай. У меня масса впечатлений, ощущений, нового опыта и ярких знакомств. Эта поездка пошла мне очень на пользу. И многие вещи я увидел по-новому. Большое спасибо всем тем, кто сделал для меня это путешествие именно таким. Тем, кто меня принимал, кормил, смешил, удивлял, воодушевлял и учил. А это, на минуточку, несколько сотен людей!

По правде говоря, это была моя первая серьезная чайная командировка в Россию. За последние пять лет мы сумели построить уютный, красивый и эффективный виртуальный проект. В нем приятно и жить, и работать, и мы так и делаем… Но иногда нужно выныривать в реальный мир. И вот я в России. 

Впервые я сумел рассмотреть чайную культуру в России так близко. Хотите послушать мое мнение? ) 

Сегодня чайная культура в России – это андерграунд. Это ни хорошо и ни плохо. Это дано. И андерграундом она останется еще на многие-многие годы. Я думаю, высококлассный китайский чай еще долго будет иметь ауру некоторой мистичности и экзотики. И рыночные законы тут работают едва ли. 

Я был удивлен, что в региональных городах чайные люди – это на 90% молодежь. Активные, живые, ищущие ребята и девчонки, общаться с которыми – одно удовольствие. 

Меня удивило, как мало, в целом, люди знают о китайском чае. И тут я в очередной раз порадовался за наш проект, за то, что мы работаем в онлайне и наша аудитория не ограничивается одним городом. Фактически это 240 миллионов русскоговорящих людей, живущих сегодня на планете. И это, конечно, наш козырь. 

Я наглядно понял, что чайная культура Москвы и Петербурга намного взрослее. Что тут свои устои, традиции и даже тренды. Но я так же наглядно понял, что это песочница. 

Я понаблюдал за тем, как работают продавцы чая на местах. Как они говорят. Как  двигаются. Какие у них интонации. Мимика. И сделал свои общие выводы. Рассказать? 

Я был глубоко удивлен, что практически все, кто работает в этой узкой нише китайских чаев, не относятся к своему бизнесу, как к бизнесу. Это называется разными обтекаемыми словами — «чайное дело», «чайная культура», но слова «бизнес» многие, кажется, стесняются. Отсюда такое огромное количество магазинов, работающих вокруг точки безубыточности. Или даже чуть ниже нее. 

Я подметил, что продавцы чая, как правило, приходят в эту сферу через личное увлечение. Эти люди многое знают, хорошо ориентируются, и у них прекрасные чаи. Они искренне вкладывают массу сил в свое дело. И это очень здорово. Но я также подметил, что именно эти люди часто не видят самого важного в их бизнесе – клиента. 

Я бы очень хотел поработать продавцом за чайным прилавком. У меня бы отлично получилось. Скажу больше, ко мне бы стояла очередь и заворачивала за угол. Секрет прост – мне очень нравится обслуживать людей. И разгадывать людей. И удивлять людей. Когда ко мне в магазин приходят гопники, я разговариваю на языке гопников и продаю им «что-нибудь покрепче». Когда приходят бизнесмены, я обслуживаю их элегантно, четко и продаю им темные улуны. Молодые весенние девочки уходят от меня с зелеными чаями и искренними улыбками, занеженные от головы до ног комплиментами. Я разговариваю со своими клиентами на их языках. Я общаюсь с ними в их понятиях. 

В России в чайных магазинах с клиентами разговаривают на языке чайных мастеров. Это работает. Но изящности тут нет. И это немножко Советский Союз. Пожалуйста, не обижайтесь на меня. Но услышьте подсказку. Продавая чай, отдавайте эмоцию в подарок. В этом много смысла. 

Еще мне было удивительно обнаружить, что в среде розничных продавцов чая на местах ощущается прохладца. Друг к другу люди в этой сфере относятся настороженно и отстраненно. Слово «конкуренция» за эти два месяца я слышал раз, наверное, сто. Хотя, казалось бы!..

Ребята, все мы работаем на рынке, которого не существует. В русскоговорящем пространстве нет сформированной потребности на высококлассные китайские чаи. Ну просто нет и все! Мы с вами – эмбрионы бизнеса в этой нише размером со спичечный коробок. Я бы сказал, это лесть — называть друг друга конкурентами. ) Будьте трезвы!

Я убежден, что успех ждет того, кто учит и вовлекает! Знакомит и удивляет! Только так. До конкуренции этой узенькой нише нужно еще лет десять. Если кто-то испытывает эмоциональный дискомфорт по поводу того, что и другие люди работают в той же сфере – это чистой воды психология. Конкурируйте с собой! Все остальное не имеет смысла. 

Можно наизусть знать сорок крупнейших заводов-производителей Пуэра в провинции Юньнань, иметь шикарную бороду и многозначительный взгляд, но если вы не сделаете клиенту комплимент по поводу его галстука, он просто не купит у вас чай. Быть богатым – просто. Для это нужно всего лишь искренне любить своих клиентов. 

Рынок китайских чаев в России парадоксален и удивителен! Какой же я счастливчик, что работаю тут! )

В России мне понравилось очень! Я вернусь сюда летом. На несколько месяцев. И задам шороху! )) А сейчас меня ждет большой сезон закупа на материковом Китае и остров Тайвань! 

Обнимаю. Гриша. )