Меня довольно часто спрашивают про температуру воды для заваривания китайского чая. И я регулярно отвечаю на эти вопросы. Думаю, сегодня настало время поговорить об этом публично.

Бытует очень много мнений по поводу температуры воды. Кто-то говорит, что чаи нужно заваривать водой 60 градусов. Кто-то советует 70-80. Кто-то - 90. Другие настаивают на крутом кипятке. Человеку, пришедшему в чайную тему недавно, разобраться в этом крайне сложно. Так как же правильно?

Я вас, должно быть, здорово удивлю. Но понятие «правильно» в этом ключе  не существует. Людям свойственно заваривать чай по-разному. Кто-то заваривает так. Кто-то - иначе. У каждого свои предпочтения. Дело это субъективное и интимное.

Боюсь, что эксперты нам тут не помогут. Но зато нам поможет статистика и полтора миллиарда китайцев. Как?! Вот как!

За время, что я занимаюсь чаем, и за свои поездки по провинциям я накопил статистику, опираясь на которую, могу понять, как принято заваривать различные чаи в Китае. Пойдем от светлых к темным.

  1. Белые чаи завариваются водой 80 градусов. Чайнику дают постоять пять минут с открытой крышкой и только после этого аккуратно, по стеночке наливают воду в гайвань.
  2. Зеленые чаи – 80-90. При этом мы знаем, что зеленые чаи бывают разные. И вот тут - внимание! Чаи, которые производят из почек, такие как Аньцзи Байча или Чжуецзин, заваривают водой 80 градусов. Зеленые чаи из крупных листов, такие как Тайпин Хоукуй или Люань Гуапянь, – 90 градусов. Но никогда кипятком!
  3. Желтые чаи – 80 градусов. К ним особое отношение. Их нельзя ошпаривать.
  4. Улуны – и темные, и светлые - от 90 до 100 градусов. Я постоянно вижу, как китайцы заливают и Дахунпао, и Тегуаньинь только-только закипевшей водой.
  5. Красные чаи – такая же логика, как и в зеленых. Дорогие и нежные уишаньские «брови», которые производятся из одних только почек, завариваются водой 80 градусов. Сяочжун или Дяньхун – 90 градусов.
  6. Черные чаи из провинции Хунань местные жители всегда и бескомпромиссно заваривают кипятком.
  7. Пуэры также завариваются кипятком. Редкий китаец чуть остудит воду до 95 для заваривания Шен Пуэра. Но Шу Пуэры – всегда кипятком.

Итак, что мы имеем.  Еще раз.

  1. Белые – 80.
  2. Зеленые – 80-90.
  3. Желтые – 80.
  4. Улуны – 90-100.
  5. Красные 80-90.
  6. Черные – 100.
  7. Пуэры – 100.

В этих семи пунктах - наблюдения, основанные на большой выборке. Они объективны.

Различные китайские чаи завариваются водой различной температуры.

Давайте подумаем, почему свои чаи китайцы заваривают различной водой? Есть мнения? Фэншуй? Мода? Заветы Лу Юйя? На самом деле, все дело в том, что чай действительно «играет» по-разному в зависимости от температуры. Это факт. И опытным путем было установлено, что именно такие температуры по вкусу абсолютному большинству китайцев. Вы понимаете меня? Так получается и вкуснее, и ароматнее.

То, о чем я сейчас говорю, – это генеральная линия. Это то, как принято у большинства. Но я очень хочу вас предостеречь от шаблонности. Не отказывайтесь от персональных экспериментов. В них - сама жизнь! Старая классика – это хорошо. Но, помимо этого, существует еще и панк-рок. И даже трэш-металл. Никто не запрещает вываривать Лунцзин или настаивать Пуэры на прохладной воде. Пробуйте. Удивляйтесь. Анализируйте.

О, тепленькая пошла.

Между нами говоря, я почти уверен, что в итоге вы придете к описанному выше температурному режиму. Но у вас будет собственный и ценный опыт для сравнений.

А как вы завариваете китайские чаи?

 

Внезапный Че 18.06.2013 в 06.31 
Для себя, поверочным путём, пришёл к выводу, что лучше уж заварить слегка недокипевшей водой, чем перекипячённой. Не всегда хочется сидеть и медитировать у чайника, пытяясь схватить нужный момент. Хотя пуэры, конечно это да, можно и кипятком бахнуть, но опять же не слишком "потраченым", т.е. таким, что ты сидишь в соседней комнате, а чайник уже минут 5-10 зло кипит. Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 15.53 
...зло кипит! )) Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.22 
Я просто на секунду представил сердитое Зло, кипящее в чайнике... ) Ответить Внезапный Че 18.06.2013 в 17.12 
Вот, ещё иногда чертовски свистит, если свисток работает) Ответить Владимир 19.08.2013 в 09.00 
О! Этот свист!...
Сидишь за монитором,а "Робсон" (так в инструкции, так и зовём...)надрывается...
- Да иду, иду!
Нет, орёт...но свисток - полезная штука, раза три забывал его, так все три раза чайник спаливал... Ответить Максим 18.06.2013 в 07.47 
Григорий, а первую заварку они какой водой заливают? Кипятком, чтобы хорошо промыть от всякой возможной грязи, или такой же 80ти градусной водой (для белых чаев, например)? Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 15.53 
Да, Максим. Также. 80 градусов. Ответить Serge 18.06.2013 в 09.04 
Для себя пришёл к выводу что любой чай можно заваривать водой с температурой 80-85 градусов, и все чаи получаются хорошо. Несколько лет назад не пожалел денег на дорогой чайник у которого есть регулировка температуры, чтобы разные чаи заваривать водой с соответствующей температурой. Однако в последнее время я обычно задаю 80 гр. для белых, зелёных и жёлтых, 85 гр. для всех улунов и красных чаёв и 90 гр. для всех пуэров и чёрного чая. Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 15.55 
Serge, и как? Шу Пуэры завариваются 90 градусами? Вкусно получается? Ответить Serge 19.06.2013 в 06.48 
Если хороший шу и хорошая, мягкая вода, то очень даже вкусно. На мой взгляд качество воды влияет на вкус чвя сильнее чем её температура (в разумных пределах). У более мягкой воды экстрактивные свойства выше чем у более жёсткой и чай заваривается лучше. Ответить Григорий Потёмкин 20.06.2013 в 06.24 
Понял. Ответить Елена 02.07.2013 в 21.23 
Подствеждаю, от качества и мягкости воды очень многое зависит, очень. Хорошая, мягкая вода сделает "ах!" даже из пакетированного чая. Жёсткая убивает любой вкус. Ответить Эльвира 18.06.2013 в 09.47 
Кипячу воду в стеклянном электрическом чайнике и, в отличие от Внезапного Че, обязательно медитирую у чайника - это неотъемлемая часть чаепития! настройка на него :) Температуру никогда не мерила, но всегда жду волшебных мелких пузырьков - они аэрируют листочки и раскрывают пахучие компоненты. Степень крупности пузырьков зависит от настроения :) Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 15.58 
Ох, Эльвира! Хотел бы я, чтобы все заваривали чай так же не спеша, как и вы! Хотел бы я и сам так же заваривать чай... Ответить Дмитрий Румберо 19.06.2013 в 11.48 
Григорий,но электрический чайник со спиралью,где вода быстро вскипает и перекипает это Зло!В Китае полно обычных стальных чайников с толстым дном,который на эл.плиту поставить можно.
Эльвира дождаться нужных пузырьков это здорово,но,если потом дать кипятку остынуть,он испортиться(по Лу Юю),поэтому у меня чайник томиться на маленьком огне,шпарю все чаи кипятком,но быстро,кроме красных,тольк к ним остужаю. Ответить Григорий Потёмкин 19.06.2013 в 13.22 
Дмитрий Румберо, секундочку. Вы желтые и белые чаи тоже завариваете кипятком?   Дмитрий Румберо 20.06.2013 в 08.03 
Да.Потому что правильная вода очень важна:1)как только пошли первые большие пузыри,чайник снять2)поставить на маленький огонёк,чтоб кипяток не испортился,1-2 мин.без кипения и всё испорчен.А заваривать можно на 3 вдоха-выдоха по времени. Ответить Эльвира 20.06.2013 в 15.16 
Ну, у меня чайник без спирали, с плоским дном...Хотя, конечно, он закипает быстрее, чем на электрической плитке... Ну тут уж я выбираю удобство - если захочется аутентичности, воспользуюсь спиртовкой. И еще там кнопочка такая есть, чтобы поддерживать температуру, так что, вода хорошая сохраняется... Стальной чайник может придать воде привкус, и потом на пузырьки же надо смотреть! Они - красивые! :) А считать вдохи-выдохи - это здорово! Йога-чаепитие! Ответить Дмитрий Румберо 20.06.2013 в 20.12 
Чайник со спиралью есть на фото у Григория,что вообще не правильно.В Китае я думаю очень мало читали Лу Юя,а у нас всё-таки есть перевод Виноградского!) Ответить Владимир 19.10.2013 в 19.55 
А первую воду, в которой держат чай 1-2 минуты и которую выливают, тоже 100 гр. для всех чаев? Ответить Аксенов Антон 18.06.2013 в 09.58 
Гриша, спасибо тебе за статью.Она достойна быть в чайных секретиках на все 100% 
И тут я снова хочу спросить кое что, потому что ты так и не ответил на мой вопрос в том году. Чаочжоу Ча каким чаем является? По вкуceсомневаюсь что кипяток ему подходит...Тем более он тогда не бьет по шарам :D Мне кажется не мне одному важно знать цвет Чаочжоу Ча, хотя бы просто из любопытства. Как ты сам завариваешь его? Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.01 
Хорошая идея, Антон. Сейчас добавлю эту статью в "чайные секретики". Думаю, ей там будет уютно. Чаочжоу Ча - это темный улун. В самом городе Чаочжоу никто не остужает воду, прежде чем заварить этот чай. Ответить Айнанэ 19.06.2013 в 08.32 
Фэн хуан дан цун это же и есть по сути чаужчоу ча. И насколько я знаю он тоже раличается по степени прожарки и бывает как темный, так и светловатый Ответить Дмитрий Румберо 19.06.2013 в 11.51 
ФХДЦ и Чаочжоуча это разные чаи,первый только возле горы Фэн Хуан выращивают! Ответить Кирилл 22.06.2013 в 17.38 
Дмитрий,при всем к Вам уважении, абсолютно не согласен с Вами про кипяток! причем тут луй юй и пузырьки не пойму, люди то и первую заварку не хотят сливать, а Вы предлагаете пузырки выслеживать! А разве не все чаи из ЧАочжоу можно называть чаочжоу ча? Ответить Дмитрий Румберо 23.06.2013 в 07.00 
Кирилл,я не предлагаю пристально следить за кипятком!)Просто подойти к моменту закипания,и,как только крупные пузыри пошли снять чайник.Также чайник лучше поставить на маленький огонёк:на газовой плите убавить на минимум,эл.плиту на 0.5-1.Чайные люди из СПб Вероника Данилишина и Дмитрий Сорокин ездили на гору Фэнхуан,говорят там старые чайные деревья,и чай из каждого имеет своё название. Ответить Кирилл 23.06.2013 в 07.22 
На счет названий я все равно не верю никому, так как сколько не смотрю видео, сколько не читаю везде противоречия, такое впечатление, что китайцы специально скрывают истину от нас! темные улуны, как и пуэры, думаю навсегда остануться для меня лично загадкой! Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 16.35 
Кирилл, все загадки рано или поздно мы разгадаем. Вопрос времени. Про Чаочжоу Ча ждите подробный скандальный пост. Скоро будет. Ответить Валентина 18.06.2013 в 11.21 
Григорий, спасибо за статью. Кратко, понятно и полезно. Впрочем, как и всегда. Даже странно, что Вы только сейчас выделили аспекты заварки в отдельную тему :).
Полностью согласна, что нет жестких рамок относительно температуры. Как Вы сами говорите, это наиболее популярные варианты. Лично я, пробуя новый чай, стараюсь заваривать его как советует большинство. Однако впоследствии начинаю делать это по своему вкусу. 
Действительно, чай совершенно по-разному играет в зависимости от температуры. И после череды различных вариаций, каждый находит то, что ему ближе. Так что дерзайте! Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.07 
Спасибо за коммент, Валентина. Знаете, иногда мне хочется иметь по десять пальцев на каждой руке, чтобы писать в два раза больше! )) Я бы еще стольких тем хотел коснуться. 

Кстати, сейчас в нашем проекте происходят внутренние изменения. Я практически полностью отошел от его коммерческой составляющей. Так что сейчас у меня высвободилось дополнительное время на новый контент и новые идеи. )) Держитесь крепче. Ответить Дмитрий Н 18.06.2013 в 12.52 
Если взять к примеру стеклянный стакан и не класть слишком много чая, то и Лун Цзин и Инь Чжень можно заварить кипятком. Тонкие стеклянные стенки стакана хорошо отдают тепло и вода в нем остудится достаточно быстро, так что чай не будет горчить. Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.10 
Дмитрий, мне понятна идея, но я бы так делать не стал. Между нами говоря, я вообще не до конца понимаю эту концепцию заваривания таких тонких чаев, как Лунцзин, Чжуецзин или Байхао Иньчжэнь в стаканах. Я не спорю. Но и не разделяю. Если найдется кто-то, кто сумеет мне объяснить, в чем фишка этого метода, я внимательно выслушаю и буду благодарен. Ответить Олег 18.06.2013 в 15.06 
Данный вопросы всегда актуален! Хорошо, что подняли дискуссию, думаю она может интересно развернуться. Самое главное, к чему я пришел - это не доводить воду до кипения. Полагаю все знают разницу во вкусе кипяченой и нагретой воды. Тем кто не знает предлагаю довести воду до 100 градусов и в другом сосуде до 90(95,96,98 не так важно, главное что бы вода не закипела), потом оставить на время, пока вода остынет и сравнить вкус. Так будет понятнее чем Вы завариваете свой любимый чай. Что касается выдерживания температурных границ для каждой группы чая, то считаю ее важным условием заварки вкусного чая. Не раз сталкивался с тем, что превышение температурной границы выжимало все соки из чая, и в текущей, так же как и последующих(явно меньших числом, чем могло бы быть) заварках чай проявляет себя существенно хуже. Ну и конечно же надо помнить, что в конце концов Вы пьете чай для себя и самое главное что бы он нравился именно Вам. Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.12 
То есть ваш рецепт, не доводить воду до кипения. Я правильно понял, Олег? Ответить Олег 18.06.2013 в 16.22 
Называть это "рецептом" слишком громко, я бы сказал очень важное условие. Ответить Внезапный Че 18.06.2013 в 17.15 
Соглашусь с Олегом, когда не доводишь, лучше получается, особенно, когда вода мягкая из хорошего источника. Ответить Кирилл 18.06.2013 в 15.27 
Добрый день, Григорий,согласен с тем что тут не может быть никаких "правильно", по той причине, что чая великое множество как и людей, поэтому сколько людей, столько и есть этих самых правильно! Что касается шен пуэра и подстуженной воды для его заварки, главное не воду подстудить, а быстро сливать, я например шены завариваю первые 3-5 раз держу их в воде по 5-7 секунд, это примерное время наполнения колбы 250 мл доверху и сразу сливаю, правильно заваренный шен на мой вкус - это чай с легкой легкой горчинкой в самом конце, когда чай достигает соответствующих рецепторов на корне языка! А у меня есть клиенты, которые любят шен заваривать наглухо то есть даже иной раз и не сливают первую заварку, я почти все пуэры полощу 2 раза, то есть сливаю перые 2 заварки и для разных пуэров время настаивания для слива разное! чем качественнее сырье, тем я меньше держу заварки, которые пойдут в утиль (качественные пуэры вообще 1 раз полощу)! как правило мелколистовой пуэр нужно дольше полоскать! Но я за то, чтобы каждый получал свой опыт, пробуйте разные чаи, найдите изначально свой вкус чая, а потом затрите этот чай до дыр, только так Вы поймете как правильно! другого пути нет и тут нет авторитетов, только Вы знаете как для Вас хорошо, так что все, что написано выше про температуру на мой вкус полная ерунда! Ответить Григорий Потёмкин 18.06.2013 в 16.20 
Кирилл, ерунда становится ерундой только тогда, когда она начинает становиться навязанной. А пока она в виде наблюдений - это статистика. Так что все, что написано выше, - это не ерунда. Вы поймали разницу? 

Спасибо за комментарий. Я с вами согласен. Нужно пробовать, запоминать и пробовать снова. Без фанатизма. Но с интересом. Давайте назовем это "наблюдением за развитием собственного вкуса". Многим из нас этого не хватает. Мне этого не хватает в первую очередь. 

Что касается Пуэров - лично я промываю Шу Пуэры всегда на два раза. Иногда мне хочется сделать это даже третий раз. Я видел, как их производят. Шен Пуэры промываю единожды. Ответить Олег 18.06.2013 в 16.26 
Думаю нельзя называть выше сказанное ерундой, в чайной теме все нужно рассматривать как рекомендацию, многим в начале пути эти рекомендации очень важны, а потом конечно стоит полагаться на свой вкус! Промывание штука важная, нашел как-то в в блине Шу Пуэра муравья. Ответить Gavrilov 18.06.2013 в 17.43 
Я понял Вас, Григорий, про ерунду и про статистику тоже,я ведь не видел как производится шу, но у меня огромный опыт заваривания чая, опытный путь подсказал как раз 2 слива, шены я тоже 1 раз сливаю! Например, Тайпинхоукуй я промываю очень быстро 1 раз и остужаю чайник минимум 3 минуты перед заваривание, а иногда и 5 минут, сливы моментальные не жду вообще, буквально, чтобы чай окунулся в воду и все, сразу в кружки! Еще раз говорю слово ерунда я использовал в контексте именно температур!!! Например, у меня есть шены молодые их крутым кипятком хуже заваривать, чем подстывшей водичкой, рекоммендации хорошо, я еще раз подчеркну, что не нужно искать схемы, опять же на мой взгляд, получайте опыт, тем более, что чая очень много и это исследование может длиться вечно! Ответить old_radist 19.06.2013 в 05.34 
Да, я тоже так делаю, заваривая (и шены, и шу) на стремительных проливках. Первые три-четыре на скорости заполнения и слива, потом доходит секунд до 20-30 максимум. Но заварки надо по-больше класть, конечно. Ответить Konstantin Kuteev 19.06.2013 в 08.23 
думаю не зря на маленьких китайский чайниках стоит три режима температуры. 60/80/100

Спасибо за инфо Григорий) Ответить Григорий Потёмкин 20.06.2013 в 06.26 
Пожалуйста, Константин. ) Ответить Андрей 19.06.2013 в 13.24 
Белый чай лучше заваривать 75-80. Водой вскипячённой до 80. Опытным путём установил, что чем выше температура, тем меньше пространство аромата и вкуса становится. С зелёными чаями и улунами та же история. Можно конечно заварить Тегуаньинь 100 градусной водой, но вкус чая станет обыденным. Выше определённого порога температуры воды с каждым градусом теряется частичка аромата и вкуса, но для каждого чая этот порог индивидуален. Ответить Григорий Потёмкин 20.06.2013 в 06.27 
Вот тут нужно понять, Андрей, для каждого чая или для каждого человека?.. Ответить Андрей 20.06.2013 в 08.37 
И чая, и человека. Как вы писали выше, курящий человек вряд ли почувствует весь спектр вкуса белого чая. Ответить Натали 20.06.2013 в 03.25 
Привет всем! Такая дискуссия развернулась))) Маофен и Билочунь сейчас мои самые любимые чаи. Тонкий аромат и бесподобный вкус этих чаев проявляется только если заваривать их температурой не более 85 градусов. Если же заваривать кипятком, то получается горько и вязко!!! Кто заваривал раньше по-другому...
Попробуйте заново! И вы откроите новые грани зеленыйх чаев!!!! Ответить Григорий Потёмкин 21.06.2013 в 02.55 
Спасибо, Натали. Ответить Татьяна 20.06.2013 в 23.33 
Ох, мутное это дело - светло и правильно заваривать чаи... )))
Получается по-разному... Печаль в том, что чай под нас не прогибается - он упорно воспитывает и заставляет слушать его, а не только собственные предпочтения. Поэтому нет никаких гарантий, что правильно заваренный чай всегда порадует своим вкусом и ароматом. Он постоянно играет, ускользает и вынуждает отречься от всего во время этого волшебного действа.
Но как бы это ни было сложно, в конечном итоге - это так здорово!
Вечная учеба, вечное удовольствие...
Вот и учусь. )))
Спасибо за очень полезную информацию, Григорий! Ответить Григорий Потёмкин 21.06.2013 в 02.59 
Татьяна! )) Ответить Сергей 21.06.2013 в 13.10 
Татьяна - спасибо - замечательный ответ, только осознав это [ваши слова] можно более тонко относиться к чаям и правильности суждений о них Ответить Татьяна 21.06.2013 в 22.04 
Ой, балуете... ))) Ответить мари12 21.06.2013 в 13.54 
а как же рекомендации "фермеры говорят - только сто!"?:) https://realchinatea.ru/298/195.html Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 13.12 
Думаю, настала пора переписать эти рекомендации, основываясь на новых знаниях и понимании темы. Век живи - век учись. Это я про себя. ) Ответить Татьяна 25.06.2013 в 04.06 
Согласна, Григорий..."Век живи - век учись" - это, полагаю, важнейший принцип в обращении с чаем. С ним не может быть уверенности, что ты всё уже знаешь и умеешь. Как только эта мысль мелькнула, чай элегантно собьёт спесь в момент, и ты вновь окажешься в нулевой точке - растерянный, немного виноватый, но с надждой, что ещё можно чему-то научиться. Например, скромности в отношениях с этим волшебным напитком. :))) Ответить Елена из Рязани 21.06.2013 в 15.33 
Всем доброго времени суток :)!
Григорий и все-все, спасибо за то, что делитесь своими наблюдениями. Для меня, "чайного чайника" :)) личный опыт особенно интересен и ценен. 

Есть вопрос к знатокам (не знаю в тему или нет) при заваривании некоторых чаев, сверху образуется пена, когда обильная, когда не очень. Мои поиски информации а и-нете противоречивы, где-то пишут, что это признак очень качественного чая, где-то что чай уже "умер", где-то что неправильно (или наоборот правильно) выбран температурный режим. Помогите разобраться, где правда! Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 13.19 
Елена, пена образуется при заваривании практически любых чаев. Это нормально. Но, в разумных пределах, конечно. Ответить Андрей 22.06.2013 в 13.09 
Григорий, когда пьёшь чай на листьях в гайване или чайнике нужно крышку оставлять или нет? Мне друг говорит, что где-то вычитал, если крышку оставить листья будут завариваться и на последующую заварку это будет влиять в негативную сторону. Как вы пьёте чай? Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 13.20 
Я не могу сказать, как правильно, да и вообще, есть ли это "правильно". Но у меня гайвань остается закрыта крышкой. Хотя, честно сказать, я никогда-никогда это не анализировал. Ответить Илья 23.06.2013 в 21.50 
Григорий, большое спасибо за статью! Было бы очень интересно почитать нечто подобное и про время заварки различных чаев. Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 13.22 
Илья, время заварки, это очень индивидуальная вещь. Вы можете заваривать быстрее или дольше. Это дело персональных предпочтений. Я знаю многих, кто любит, чтобы чай был сильно заваренным и жестким. Хотя, лично я предпочитаю чуть недозаварены, светлый чай. Мне вкуснее так. Ответить Валентина 24.06.2013 в 15.23 
Илья, самое главное - не передержать зеленые чаи, иначе они будут сильно горчить. А все остальное - на ваш вкус. Ответить Валентина 24.06.2013 в 15.21 
Неоднократно слышала высказывания, что тайваньские улуны "не любят" 100 градусов. Что Вы думаете по этому поводу, Григорий? Ответить Григорий Потёмкин 24.06.2013 в 16.37 
Не знаю, Валентина. Ничего авторитетного по этому поводу я вам пока не скажу. Нужно ехать на Тайвань и выяснять все на месте. Разговаривать. Пробовать. И снова разговаривать. Я доберусь до этих краев. Клянусь, доберусь! Ответить ИГОРЬ 26.06.2013 в 20.34 
Упс.. Прямо лабораторная по химии и факультатив по физике. Проще надо быть, ближе к китайскому народу :-) . Я делаю, может это и не правильно, все проще. Чем более ферментирован чай, тем более горячую воду лью, кипячу, на глазок остужаю и завариваю. А так, как предлагают некоторые уважаемые участники дискусии, можно пить чай если у вас есть специально обученный человек для этого, который особо больше ничем не занят. А утром, перед работой, попробуй завари по градуснику. Воду, кстати, пользую простую, после фильтра.
Как-то так. Ответить Григорий Потёмкин 27.06.2013 в 10.43 
ИГОРЬ, я повторюсь еще раз. Это не хорошо и не плохо. Ваш чай - ваши правила. Каждый делает так, как ему больше нравится. Мы же тут делимся мнениями, не более. Никто же не говорит, как надо, а как не надо. Каждый говорит "я вот делаю так-то..." 

Честно сказать, я сам далеко не всегда колдую над чаем. Периодически я завариваю его на ходу, как придется и в чем есть. И нормально. Карма в порядке. )) 

Спасибо, ИГОРЬ, за коммент. ) Ответить Игорь 27.06.2013 в 11.35 
Да и я никого не учу. Так, удивляюсь немного. /:-). Ответить Кирилл 27.06.2013 в 18.40 
К стати, Ваши старые чайные головы, я завариваю не просто кипятком а специально держу кнопку чайника, чтобы ее не выбивало сразу, и прямо бурлящей водой заливаю... А лучше всего, на мой вкус, их сварить будет, так как достать из этих каменных штук целебный нектар очень непросто, если бы была вода 120 градусов я бы непременно ей воспользовался! Ответить ИГОРЬ 27.06.2013 в 20.31 
Вам надо на мертвое море. Там давление 1.05 от номинала и вода должна кипеть при 103-105 градусах цельсия. А если дождь? Давление еще выше как и точка кипения... :-):-):-). В скороварке, кстати, вода кипит при 120 градусах. Это просто к слову. Ответить Кирилл 29.06.2013 в 16.31 
Своим клиентам я часто даю лишь 3 совета:
1) не оставлять заварку в воде,
2) делать первые 3 заварки быстро (от 5 до 15 секунд, в зависимости от сорта чая)
3) заваривать чай не менее 5 раз (с каждым новым чаем поступаю именно так), чтобы увидеть разные "лица чая", то как он меняется, при этом не обязательно пить все 5 колб, у меня например колбы с выходом готового напитка 350 мл, поэтому если я пью новый чай один, то пробую с каждой заварки по чуть-чуть, при этом на колбу кладу минимум 12 грамм. Ответить vatson 02.09.2013 в 13.04 
"лучше заварить слегка недокипевшей водой"...^^ Нет ничего хуже и вреднее "слегка недокипевшей". Школьную физику освежите в памяти. Эффект может быть примерно как молоко с огурцом. Ответить Влада 14.10.2013 в 20.27 
Здравствуйте. Вот, наконец-то решилась изменить старую привычку "пьем чай из магазинов"- хочу попробовать настоящие чаи.Конечно, за раз я весь сайт не прочту, но кое-что новое для себя открыла - за это спасибо. По данной статье у меня все еще остается несколько вопросов, а именно : 1. вода при первой заварке (которую сливают) должна быть кипящей ( т.е. чайник нормально закипел, выключился и я сразу или в ближайшую минуту залила чай) или подождать, чтоб остыла до определенной t?(я воду всегда буду сначала кипятить - она у меня из бювета, реже - бутилированная). А второй-третий и т.д.раз я уже буду заваривать чай той t, которую тут рекомендуют? (Для своей перемены я собираюсь купить электрочайник с блоком подогрева воды до заданной температуры). Заранее спасибо за ответ.. Ответить Григорий Потёмкин 18.10.2013 в 02.38 
Влада, привет. Я делаю вот как. Чайник кипячу. И потом даю ему слегка остыть. Если к пятой или шестой заварке я чувствую, что вода в чайнике уже совсем не горячая и ее не хватает для заваривания чая, то я ее подогреваю, но не довожу до кипения. Я понятно объяснил? Вы уловили? Ответить Влада 24.10.2013 в 16.37 
Да, я поняла - спасибо....:) Ответить Роман 05.01.2014 в 08.19 
Здравствуйте, у меня есть один вопрос.Как я знаю китайский чай можно заваривать много раз, но я хотел бы пить эти заварки в течении дня.Допустимо ли заварив чай в обед и каждые полчаса делая последующую заварку, закончить эту чайную церемонию через несколько часов? Ответить Sephiroth 24.01.2014 в 13.41 
Спасибо Григорий за познавательную статью. Сам в первые заварил Шу Пуэр и сижу удивляюсь его вкусу. Больше всего в статье понравилось мысль про панк-рок и треш-металл, я тоже считаю что надо больше эксперементировать но зная классику. Последнее относится не только к чаю ;) Ответить kostas 04.02.2014 в 08.37 
Григорий вопрос.
Можно ли в офисе заваривать чай из кулера, как я понимаю вода там 90 градусов, но правда до кипячения не доходит. Портится вкус? Не до заварится чай? Честно не хочется покупать обычный чайник, но если это критично для заваривания чая - куплю. В офисе пробую все чаи, может надо под кулер отдельные сорта выбрать. Спасибо Ответить