В чем отличия между Шен Пуэром и Шу Пуэром


blog/156.html

Сегодня я расскажу о том, в чем отличия Шен Пуэра от Шу Пуэра. Я постараюсь сделать это без заморочек и сложных слов - так, чтобы было понятно каждому.

Итак, начнем! В мире существуют всего два вида Пуэров. Шен и Шу. Всё. Других Пуэров человечество не знает. Оба этих вида производятся в одном и том же географическом месте – в провинции Юньнань, на юге Китая. Оба этих Пуэра чаще всего производятся в форме круглых спрессованных блинов весом 357 или 400 граммов. И оба этих Пуэра, как правило, производятся одними и теми же чайными мастерами. Так в чем же разница?

Разница - в цвете, аромате и вкусе.

Начнем с цвета. Шен Пуэр – это Пуэр светлый. Тогда как Шу Пуэр – Пуэр темный. Вы легко определите, какой именно Пуэр вы держите в руках, если присмотритесь к его цвету. У Шен Пуэров  при детальном рассмотрении листья будут бледно зеленого или «коричнево-зеленого» (если такой цвет существует) цвета. В то время как цвет блина Шу Пуэра будет темно-коричневым и даже почти черным.

Посмотрите на это фото. Тот блин, на который я указываю пальцем, – это Шен Пуэр. Присмотритесь, вы видите, что он светлее?

Григорий Потёмкин разница между Шен Пуэром и Шу Пуэром

То же самое и с настоем заваренного чая. Шен Пуэр дает светлый, полупрозрачный настой. Шу Пуэр – настой темный, густой, непрозрачный.

Аромат. Ароматы Шен и Шу Пуэров отличаются принципиально. Как в сухом виде, так и в заваренном. Шен Пуэр обладает ярковыраженным «фруктовым», чуть сладковатым, насыщенным ароматом. Шу Пуэр обладает ароматом тяжелым, землистым, часто в нем можно уловить нотки дыма.

Вкусы этих двух видов Пуэра тоже отличаются довольно сильно. Шен Пуэр обладает своеобразным вкусом, в котором присутствует кислинка и немного сладкого послевкусия. Если Шен Пуэр передержать при заварке, то он начнет ощутимо горчить. Вкус Шу Пуэра тяжелее, но мягче. Он не кислит и не горчит, в нем совсем нет  сладости. Но ему свойственна некоторая «шоколадность».

Я специально одновременно заварил Шен и Шу Пуэры, чтобы показать, насколько отличается цвет их настоя. Вы видите разницу? Очевидно, что при таком различии в цвете их аромат и вкус не пересекаются. Шен и Шу Пуэры – это очень разные чаи. Понимайте это.

Шен и Шу Пуэры - разница www.realchinaTEA.ru

Откуда берутся все эти отличия, если чай производится из одного и того же чайного листа? Все дело в технологии производства. Она разная. История Шен Пуэра насчитывает более 700 лет. В то время как Шу Пуэры начали производить всего лет сорок назад. Где-то в конце семидесятых. При производстве Шен Пуэра собранный лист подвяливают на открытом воздухе, затем обрабатывают, совершая с ним ряд манипуляций (о которых я обязательно расскажу, но позже), а далее прессуют в форму блина.  С Шу Пуэром все немного сложнее. Собранный чайный лист подсушивают, потом сваливают в гигантские кучи и заливают водой. В таких кучах чайный лист самостоятельно разогревается до довольно  приличных температур и начинает преть. Этот процесс прения или «искусственного старения» делает листья чая темными и меняет их аромат и вкус. Далее чайный лист Шу Пуэра так же прессуют в блины, но выглядят они уже по-другому.

Если вы никогда не пробовали ни тот, ни другой Пуэр, но очень хотите и не знаете, с какого начать, то я вам подскажу, как быть. Задайте себе вопрос, какие чаи вам больше по душе? Красные? Или зеленые? Если вы - любитель красных чаев с их мужскими и терпкими ароматами, то вам, вероятнее всего, придется по душе Шу Пуэр. Если же вы предпочитаете легкость и свежесть зеленых чаев, то попробуйте начать с Шен Пуэра. Хотя, конечно же, уж если говорить откровенно, то нужно знать и то, и другое. Ведь это совершенно разные ароматы. Совершенно разные вкусовые ощущения. Совершенно разные эмоции!

 

Мне будет приятно, если вы оставите свой комментарий к этой статье. 


Хотите сделать хорошее дело? Поделитесь с друзьями:





Оставьте тут свой комментарий – это просто, полезно и прикольно



Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 

Илья Сергеевич
15.03.2011 в 06.48
Шу пуэр! Мой самый любимый чай! Григорий, а как китайцам пришла идея подвергать пуэр ферментации? первый шу пуэр был получен случайно или эта рецептура была разработана?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Сергей Кошеверов
13.04.2011 в 15.34
Позвольте мне ответить.
Пуэры изначально были чаями, сбывавшимися на границах Поднебесной или далеко за её пределами. За долгое время в пути эти чаи успевали неплохо измениться в лучшую сторону: уходила терпкость молодого чая и появлялся благородный аромат выдержанности. Изначально доставка проводилась караванами, что породило глубокую связь между чаем и лошадьми, и возникла линейная культура чайно-лошадиных путей - чамагудао. Но в 20-м веке такая логистика ускорилась путём замены коников на машинки. То есть чай перестал успевать вызреть за время доставки. С 30-х годов китайцы почти полвека экспериментировали с различными способами ускоренного состаривания, пока не поняли, что ничего лучше не придумать, чем подвергать чай полуторамесячному влажному скирдованию - вылёживанию смоченного листа в больших кучах. Первую партию экспериментального шу-пуэра получили на куньминском чаезаводе в 1973-м году, а первая коммерческая партия такого продукта была сделана два года спустя на мэнхайском заводе бригадой под руководством Цзоу Бинь Ляна, человека известного своей кличкой Старый Товарищ. С тех пор мэнхайское скирдование считается наилучшим, а этот уезд считается столицей чая шу-пуэр.
Таким образом, если вам кто-то предлагает 50-летние шу-пуэры, не верьте, их просто не может быть. Вообще, возраст пуэра в большинстве случаев завышается, и на рынке редко можно встретить 20-летний пуэр по доступной цене. Но это тема для отдельного поста.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Андрей
15.03.2011 в 07.53
Григорий, добрый день!
Подскажите пожалуйста. Мне подарили Шу Пуэр. При первом заваривании он немного отдает аммиаком. Это нормально или это плохой чай?
С уважением.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
15.03.2011 в 10.11
Андрей, ваш Пуэр отдает аммиаком? Это как минимум странно. Такого не должно быть.

Вообще, очень многие, кто пробует Пуэр впервые часто удивляются необычному аромату этого чая. Аромат Пуэра может действительно показаться неоднозначным. Особенно в первый раз.

Но аммиака там точно не должно быть.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Luxury
15.04.2011 в 12.17
Андрей, Вы обязательно слейте первую заварку! Таким образом Ваш чай промоется и так сказать "расправит крылья для полета".. Далее залейте кипятком, через полминуты (30-40 сек) можно употреблять.. а следубщую заварку делайте уже быстрее.. всего 5-10 сек..


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Артем
13.05.2011 в 06.13
Это признак неправильного хранения --- чай отсырел и где-то ферментация перешла в гниение.

Нужно внимательно осмотреть блин и постараться найти «заболевший» участок, после чего удалить его. Может помочь аккуратное подсушивание чая теплым (но не горячим!) воздухом.

Ну и храните его правильно: в неплотно закрытой ёмкости наподобие плетеной корзины с чем-нибудь гигроскопичным. Пара пакетиков силикагеля или полпачки риса найдется у каждого.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Иван
15.03.2011 в 08.17
Григорий, а не могли ли Вы поподробней рассказать про заваривание разных сортов чая?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Андрей
15.03.2011 в 10.38
Хорошо бы, особенно про Пуэр, а то иногда такое рассказывают )))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.03.2011 в 06.55
Да, Иван. Обязательно расскажу. Я знаю, как это важно. Чуть-чуть подождите. Идет?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Внезапный Че
15.03.2011 в 10.43
Офигеть!!! И не знал что бывают светлые пуэры, да еще к тому же, что они более древние, чем темные!
Очень интересно, я так понял что Шу, как и темные улуны - чем больше хранятся, чем лучше, а как в таком случае с Шен?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
28.03.2011 в 03.07
Внезапный Че, с Шен пуэрами все точно так же. Чем они дольше хранятся, тем ценнее становятся. Более того, Шен Пуэры - это как раз и есть те Пуэры, которые хранят. Тоесть, если мы говорим о коллекционных чаях - это, почти всегда, Шен Пуэры.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Денис
15.03.2011 в 19.06
Cпасибо, Григорий, что просветлили!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Дмитрий
20.03.2011 в 21.06
Григорий, статья получилось действительно простой без заморочек, на самом деле есть пару важных моментов: во-первых по технологии, до определенного этапа она одинаковая просто после того как сырье готово для Шен пуэра, идет разделение т.е. Шены уже прессуют, а для Шу сырье как раз вялится в таких кучах (Влажное скадирование). Во-вторых, не упоминания о самом важном, на что ведется покупатель, это возраст ведь дело в том что Шу по сути уже искусственно состаренный Шен и на самом деле уже 3х годовалый Шу очень даже не плох, а вот Шен до 3х лет вообще не стоит пить ибо будет сильный травянистый привкус, да и условия хранения тоже очень важный момент, но это уже детали. Резюмируя все вышесказаное: Тру легендарный пуэр это долго хранившийся в правильных условиях Шен пуэр, Шу же это все такие попытка ускорить процесс, но надо сказать очень удачная...хотя как показывают исследования Шен никогда не превратиться в Шу %)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.03.2011 в 06.52
Дмитрий, добрый день! Хороший комментарий. Спасибо. Да, вы правы во всем. Чуть позже я расскажу и даже покажу видео о том, как пуэры производятся на Юньнаньских чайных фабриках и заводах. Там будет интересная информация, в том числе и по технологии производства.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Егор
20.03.2011 в 22.55
А какой эфект от (Шу Пуэр-Шен Пуэр???)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
28.03.2011 в 03.04
Егор, это довольно сложно описать словами...


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Екатерина
28.03.2011 в 11.26
Какая же изумительная статья (как и многие Ваши другие)! Все предельно ясно и содержательно!
Спасибо Вам!

С уважением.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Дмитрий
08.04.2011 в 05.23
Спасибо за помощь =)
раньше пил только шу, думал что это именно тот пуэр который пил ещё император...^_^
предпочитаю шу пуэр за их "твёрдый характер" и "женскую любовь"(не люблю навязчивую терпкость и горькоту.стервочки не по мне).
да,это можно сравнить с женщиной.
теперь обязательно попробую шен пуэр.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Илья
08.04.2011 в 15.39
Огромное спасибо за отчетливое разграничение Шен и Шу Пуэра, иначе бы дальше "впаривали" всякую ерунду.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Анастасия Леонидовна Шаганова
11.04.2011 в 01.27
Подскажите,пожалуйста,при какой температуре воды,как долго заваривать ранееупомянутый Шэн Пуэр...Спасибо!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
12.04.2011 в 01.23
Анастасия Леонидовна, любой пуэр заваривается температурой воды 100 градусов. Это правило! Время заварки должно быть в пределах минуты.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Александр
20.04.2011 в 10.03
Смотрим на правила заварки(Пин Ча) - Несколько секунд( около 15и ) не перекипячённой водой, то есть где-то 90 - 95 градусов.
Смотрим варку( Лу Юй) - там происходит именно варка ( сильно больше минуты), вода опятьже не дотянет 100 градусов.

Учите сначала, прежде чем советовать.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


sk555
15.04.2011 в 10.49
Пил я себе нормальный, листовой noname чай из Юньнани, восхищался лёгким цветочным ароматом и горя не знал. Заказал "Пуэр мини точа", - очевидно, ШУ, и поразился: как ТАКОЕ, отчётливо пахнущее навозом... можно пить?! Шен-пуэр не попадался, зато я теперь точно знаю, что подгнивший (по технологии) Шу-пуэр я не люблю :)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Yev
19.07.2012 в 07.57
Уважаемый sk555!
Пуэр очень востребованный чай и немало стоит + неоднозначный малознакомый щирокой публике вкус.
Прекрасный повод для подделки. С особенным удовольствием такие подделки впариваются "лаоваям" = "не китайцам". Здесь то и идет в ход легенда о навозном вкусе истинного пуэра. Причем есть "знатоки" утверждающие что истинный пуэр должене быть чуть ли не зловонен. Вот и идет в ход все что угодно вплоть до реального навоза. Но такой чай не имеет ничего общего с реальным пуэром, который хотя и имеет землисты оттенок в запахе свежепроизведенных блинов, но это оттенок и имеется в виду запах чистой земли, которая навозом никак не пахнет! да и этот оттенок проходит у шу пуэра после пары лет хранения. Причем он практически отсутствует у хороших пуэров, например менхайского разлива. Особенно избегайте так назывемых мини точа или других мини. Это как правило особенно мерзкая подделка.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Андрей
05.05.2011 в 12.25
Очень хорошо написано, ничего лишнего и всё по делу


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Никита
05.08.2011 в 13.37
спасибо за толковое объяснение разницы. Этот, вопрос, честно говоря, давно интересовал.
Вы написали, что стоимость шен пуэров со временем повышается. То есть лист с годами окисляется, меняет свойства, больше ценится. А как быть с шу пуэрами? Растёт ли их стоимость со временем?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Shin
23.08.2011 в 03.02
Хотелось бы еще знать одинаковые ли целебные свойства...

попробывал запарить имнно запарить крутым кипятком а не сварить, одновременно в одном заварнике Шу Пуэр и Та Хон Бао... тоже очень вкувсно получилось..и настроение на весь день))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


михаил
01.09.2011 в 15.05
мне передали пу эр,судя по описанию-шу. Но при заваривании появляется горчинка типа как у горького шокалада. И вкус отличается от магазинных пу эров. Если в курсе прокоментируй.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Александр
04.09.2011 в 09.48
Григорий, а вы могли бы рассказать, что значит трех- и четырехзначная цифровая нумерация на пуэрных блинах, гнездах и прочих тыквах?
Спасибо заранее.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
04.09.2011 в 15.11
Александр, это порядковый номер завода, на котором был изготовлен данный Пуэр.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Евгений А. Коломиец
30.11.2011 в 13.04
На самом деле из четырех цифр номера первые две указывают год первого изготовления чая по данному рецепту (например для 7572 это 1975 год). Третья цифра указывает на сорт (величину) листа (1 - самый мелкий, 9 - самый крупный). Последняя - на фабрику производителя (1 - фабрика Куньмин, 2 - Мэнхай, 3 - Сягуань, 4 - Фэнцин).


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


ИГОРЬ
09.10.2011 в 17.57
хочу попробывать ШУ ПУЭРЧИК живу в Донецке помоги купить с доставкой по адресу!!!!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Вениамин
19.10.2011 в 06.53
Черный Пуэр Чай был впервые разработан в 1973 году и первый чернокожий Пуэр чай появился на рынке в 1975 году.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Татьяна
26.10.2011 в 03.12
Из-за противоречивой информации в Интернете не лишним было бы узнать, в какое время суток лучше пить пуэры? Шен - утром? Шу - вечером? Или наоборот? Возможно, грамотное питие принесет больше пользы... Ведь одни лекарства принимают до еды, другие после, одни вечером, другие утром... Если чай обладает таким количеством целебных свойств, то это - натуральное лекарство! Чай - лекарь!!!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Ольга
10.11.2011 в 14.46
Спасибо за информацию. Очень бы хотелось узнать, как купить шен пуэр в России. То что обычно вижу - это шу пуэры. И какая бывает цена? заранее спасибо. Ольга


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
07.06.2012 в 02.15
Ольга, вы правы, в России действительно преобладают Шу Пуэры. Но, при желании, Шен Пуэры тоже можно найти. Цена и на те и на другие может быть очень-очень разная. Она зависит от качества, возраста, района происхождения и еще многих факторов. Но, опять же, как правило, то что продается в России, продается в низшей ценовой категории. Думаю средняя цена на средний Шен Пуэр в русской рознице должна быть от 1000 до 3000 руб.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Ольга
18.11.2011 в 07.24
Григорий! Благодарю вас за интересную и нужную информацию. Я почерпнула много нового для себя, прочитав ваш дневник и посмотрев видео. У меня к вам 2 вопроса:
Я поняла, что Шен Пуэр продолжает созревать и в готовом виде, в блинах. А что происходит с Шу пуэром? Он тоже продолжает своё дальнейшее созревание в "блинах"? или нет? И если да, то в какой форме? Или неважно в чём он: в блинах, в "туочках" по 5-7 грамм или рассыпной?
С нетерпением жду вашего ответа. С уважением, Ольга.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Дмитрий
05.04.2012 в 20.06
На самом деле,все просто и доходчиво,мне,как начинающему ведущему чайного действа,весьма полезна и понятна данная статья,огромное спасибо!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Никита
20.05.2012 в 18.27
Огромное спасибо за инфу..;) Как начинающему ценителю чая, очень интересно!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Илья
06.06.2012 в 19.09
Здравсвуйте, скажите пожалуйста. Если взять очень старый шен пуэр и относительно молодой шу (оскусственно состареный) то получится одно и то же? Листья выходит те же. Просто один сам составился а другой искусственно. И до какой степени можно составить шу пуэр? И почему у шу пуэр возраст тоже ценится, может же быть такое что он состарен год назад, но на 40 лет?
Заранее спасибо) надеюсь поможете разобраться


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
07.06.2012 в 02.42
Илья, я относительно подробно ответил на ваши вопросы в посте, который называется "Так стоит ли хранить Пуэр". Прочтите его. Вот ссылка: http://realchinatea.ru/blog/hraneniye.html

И еще раз. Идея создания технологии Шу Пуэра заключалась в том, что максимально приблизить Пуэр, который только что покинул ворота цеха к тому Пуэру, который пролежал уже 20 лет на хранении. В целом, можно сказать, что молодой Шу Пуэр и выдержанный Шен Пуэр - похожи. Но, все же, это разные чаи.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Валентина
18.07.2012 в 20.02
А можно спросить Вас о непресованных пуэрах? У нас в Москве встречаются и такие - они все Шу. Почему их не прессуют, и на каком этапе технологии они становятся рассыпными? Их не прессуют изначально, правильно?
Заранее спасибо.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
19.07.2012 в 02.52
Нет, Валентина, все немного не так. Их сначала прессуют в такие "плиты", а потом дробят на небольшие кусочки. Зачем это делается мне никто объяснить не может. Очевидно, что это просто разновидность упаковки и внешнего вида Пуэра. Это как с шоколадом - есть в плитках и есть в "конфетках".

Вы спрашиваете - на каком этапе? На самом последнем. То есть, когда Шу Пуэр прошел уже все технологические этапы и в самом конце его спрессовали, потом его высушивают, дробят и упаковывают в большие коробки, либо в мешки.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Yev
19.07.2012 в 07.40
Ни хао!
Я бы не стал утверждать так однозначно, что шен и шу совершенно разные пу эры. Ведь шу появился как искусственно состаренный шен, кстати первые опыты и поизводства начались в середине 50-х. И чем более выдержан шен, тем более он приближается у шу как поцвету, так и по вкусу. Хотя по своему опыту могу сказать что цвет блина и настоя проявляют себя явно где-то начиная ч четырех пяти лет выдержки. И в выдержанном шене больше тонкости вкуса и аромата чем в любом шу. Но и при хранении шу пуэра за четыре пять лет уходит практически вся землистость, хотя при неправильном хранении может появитьcя горечь.
Но независимо от моего замечания у Вас один из самых замечательных контентов о Китае, который я с огромным удовольствием буду продолжать читать.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Данил
11.08.2012 в 15.21
Хранить Шу пуэр бессмысленно, его вкус никак не изменится, так?
А Шен пуэры?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
12.08.2012 в 04.07
Нет, Данил, не совсем так. Вкус Шу Пуэра меняется со временем, но со значительно меньшей скоростью, чем вкус Шен Пуэров. У Шен Пуэров эти изменения очевидны. Их можно уловить год от года. У Шу - нет. Но хранят и то и другое.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Сергей
21.08.2012 в 11.51
Написано очень доходчиво.Спасибо.
Скажите Григорий,тонизирующие и целебные свойства у Шен и Шу одинаковы?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.08.2012 в 18.48
Сергей, Шу Пуэры считаются полезнее с точки зрения здоровья. Они позитивно влияют на разные желудочно-кишечные вещи. А Шены считаются более тонизирующими. Хорошо заваренный Шен Пуэр действительно тонизирует так, что потом невозможно уснуть до утра.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Сергей
26.08.2012 в 17.50
Спасибо.Понял.
Ещё вопрос.Намедни видел в чайном бутике в супермаркете,кирпич Шу Пуэра завёрнутый в лист бамбука.Зачем кирпич заворачивают в лист бамбука?Что это даёт?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
27.08.2012 в 15.34
Это дает колорит. Не более того.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Андрей
30.08.2012 в 13.04
Вряд ли это лист бамбука )) Лист бамбука узкий и длинный. Скорее всего, это лист банановой пальмы, которых много растет там, где и делают пуэры.
Кроме колорита - это, также, и дополнительный тон во вкусе. Когда чай распаривают для прессовки, а затем заворачивают в свежий лист, чай получает некоторую "дополнительную ароматизацию". Это вообще характерно для юга Юннани. Они не только чай заворачивают, есть также куча традиционных рецептов с заворачиванием риса, овощей и пр.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


наталья
22.08.2012 в 16.53
Ну хоть кто-то наконец мне обьяснил нормальным языком в чем разница между "зеленым" и "черным" Пуэрами....а о "белом" пуэре я уже молчу, просто слов нет, какие глупости говорят. Я работаю в чайном магазине и мне приходися объяснять покупателям что из себя представляет тот или иной чай. Сколько споров было из-за пуэра, это не передать!Услышала даже такую версию, что пуэр это якобы сорт чайного куста и что он бывает зеленый, красный, черный и белый....я была в шоке. Специально залезла в инет поискать достойный ответ и нашла))) Замечательный сайт, буду обязательно пользоваться.Особенно фотки самого чая пригодились!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.08.2012 в 18.52
Наталья, читайте с удовольствием! У нас впереди еще очень много интересных постов! ))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Марина
17.09.2012 в 06.37
Как же много я узнала! Всё вдруг встало на свои места. Но и вопросов появилась много, поэтому стану читать эти замечательные публикации в обязательном порядке. Надеюсь, что Вы, уважаемый Григорий, не остановитесь в популяризации этого чудесного напитка.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
18.09.2012 в 01.12
Никогда! ))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Светлана
08.10.2012 в 18.59
Привет, Григорий!
Вот и забрела я по случаю на твой (прости за фамильярность) сайт, чему очень РАда!
Просмотрела множество твоих роликов, БлагоДарю,опять же... очень подробно и толково. РАда, РАда!
Ну что ж, а теперь по сайту полазаю.

Удачи и Всех Благ!
Светлана


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Морозов Дмитрий
30.10.2012 в 07.13
Доходчиво и понятно.
Мне по душе больше Шу Пу Эр
(vk.com/id13245451)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Елена
02.11.2012 в 15.00
Григорий,огромное-огромное спасибо,за исчерпывающую информацию о чае.Оказывается,я настоящий "чайник" и ничего не знала о чае.Очень люблю этот напиток,пытаюсь пробовать все новые и новые сорта,особенно зеленого чая...Захотелось попробовать ПУЭР,мне сказали,что это гадость.Пробороздила интернет и так рада,что нашла Ваш сайт.Теперь обязательно буду пробовать ПУЭР и Шен и Шу.Хочу все вкусы испытать сама.Спасибо Вам.Удачи в бизнесе.Елена


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Константин
06.11.2012 в 16.13
"Нормально, Григорий!" Сайт прекрасен эрудированностью настоящих ценителей и правильной позицией автора. Случайно нашел, также как пуэр - и очень доволен результатом.
Господа, не оставляет мысль о частоте заварок с весьма насыщенным цветом: не кроется ли здесь краситель?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
06.11.2012 в 16.31
Константин, исключено! Никто не будет добавлять красители в Пуэр. Это все равно, что добавлять красители в вишневое варенье...


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Арчим
01.12.2012 в 21.19
Очень полезная статья, оказывается всё это время я пил шу пуэр и даже не знал, что существует другой)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
03.12.2012 в 02.00
Арчим, мне кажется, то очень много людей в России даже не догадываются о существовании Шен Пуэров. Для меня самого до сих пор это загадка. Почему?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Александр
12.12.2012 в 09.18
Мастер отличная статья. я начал заваривать Шу 2008 года в золотых медальках - доволен эфектом бодрости, сейчас хочу попробывать зелёный, интересс по эмоциям координальные различия? статья отличная повторюсь!!!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Денис
04.01.2013 в 07.54
Спасибо Вам, за хорошую и легкую к пониманию статью.
Хочу поинтересовавшийся о свойствах Шу и Шен пуэров.

Чаю пуэру часто приписывают целебные свойства, так же его рекомендую пить людям для восстановления или улучшения обмена веществ, для поддержания иммунной системы.
Вопрос:
Говорят Шу пуэр способствует похудению, можно ли так же сказать и о Шен пуэрах?
на мой взгляд, Шен пуэр обладает бодрящим эффектом, появляется бодрость и прилив сил, чего не удалось обнаружить в Шу пуэре. Прошу Вас расскажите о свойствах чая, влиянию его на организм в сравнении Шу и Шен пуэра.

Спасибо! :)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Вера
22.01.2013 в 10.43
Все время пила Шу пуэр..и думала что он только один и есть.Теперь присмотрюсь и обязательно попробую Шен пуэр.Спасибо за информацию.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.01.2013 в 06.55
У меня создается такое впечатление, что в России многие не подозревают о существовании Шен Пуэров. Мне кажется, что Темных Шу Пуэров из Китая экспортируется в разы больше, чем светлых Шен Пуэров. Я не знаю, почему так...


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Егор
22.01.2013 в 14.27
спасибо за статью и за советы)уже с нетерпением хочу попробовать Шен Пуэр, а вот Шу Пуэр я пью каждый день) хороший и вправду! отдает чуть землёй. А вот горчинка посли Шу пуэра долго должна держатся или нет?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.01.2013 в 06.53
Горчинка в Шу Пуэре - это показатель в том числе и возраста. Старые и матерые Шу Пуэры практически не горчат и пьются легко.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


chiba
22.02.2013 в 19.30
Большое спасибо за статью! Несколько лет пил только Шу Пуэр, даже не подозревая о существовании Шен Пуэров. Случайно купив и заварив Шен Пуэр, был обескуражен цветом чая, но приятно удивлен вкусом и ароматом. Статья помогла разобраться. Автору огромное спасибо :)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
23.02.2013 в 04.17
Добрый день, Chiba. Тут, в "чайном дневнике" довольно много статей про Пуэры. Прочтите еще. Думаю, вам будет интересно и полезно. )


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


роман
08.04.2013 в 06.13
какой вкус шу пуэра скажите пожалуйста,мне прислали с инет магазина,я заварил мне показалось что он по вкусовым качествам напоминает чагу или как будто земли что ли с орехами,как то так????


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
08.04.2013 в 07.39
Роман, я не совсем понял, вы хотите, чтобы я сказал вам что именно? Или как-то так?


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Михаил
17.04.2013 в 09.32
Спасибо! Очень полезная статья. Я только начинаю ращзбиратться во всем этом многообразии цен. У меня вопрос: если всего 2 варианта Шен и Шу то что тогда зеленый пуэр? Спасибо!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
17.04.2013 в 09.52
Михаил, "зеленый Пуэр" это и есть Шен.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Dasha
16.05.2013 в 17.35
Спасибо за статью!
Люблю уже несколько лет оба этих чая) по настроению так сказать)
Добавила бы о том, что кроме своих изумительных вкусовых качеств эти чаи очень полезны дл здоровья! рекомендую их пить регулярно! :)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Лилиана
18.05.2013 в 12.57
Спасибо за емкое и грамотное объяснение различий Шен и Шу Пуэра. А у меня не далее, как вчера, один клиент "Умничал", что есть еще "Красный" Пуэр Туо Ча и что у нас такого нет..мол есть зеленый, черный и красный)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
19.05.2013 в 09.18
Красный? Нет, не слышал.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


РастОК
18.11.2013 в 11.06
Как же не слышали, если в статье сами пишете про красный чай )))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Светлана Аксентьева
18.05.2013 в 20.26
Мне статья понравилась и помогла разобраться в чае. Спасибо!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
19.05.2013 в 09.19
Светлана, вот ради таких комментариев я и работаю! ))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Кирилл
02.06.2013 в 18.58
Отличная статья. Благодарю.


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


petr-club
10.06.2013 в 12.28
Спасибо, все доступно-понятно!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Григорий Потёмкин
11.06.2013 в 02.09
Так, ребята, мы стараемся! ))


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Владимир
04.07.2013 в 19.28
Спасибо. Довольно грамотный ответ. На самом деле " без заморочек и сложных слов".


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


костя пекинец
09.07.2013 в 03.11
Привет ,очень хороший сайт среди кучи перекопированных "сайтов" Ваш очень выделяется и полезен


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


евгений
15.11.2013 в 18.55
Григорий!где можно почитать про те самые "манипуляции"


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Tango
22.11.2013 в 09.32
григорий, это здорово-с чувством и доступно все разъяснили.пробовала пуэр- понравилось. потом купила Шу Пуэр, но в магазине Шен Пуэра не было и я о нем и не знала. Зато теперь -ЗНАЮ!!!! и хочу попробовать.а Шу Пуэр, что называется-лег на душу. Мягкий, не горчит, по-доброму такой тягучий вкус, , именно землистый- что говорить, у Вас все здесь описано замечательно! забыли про спешку и проблемы и наслаждайтесь ПУЭРОМ ! Любым!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Артур
01.02.2014 в 12.37
Спасибо, огромное, эта статья очень помогла мне выбрать нужный чай)


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Серж
08.02.2014 в 10.50
Огромное спасибо Вам, Вы ясно, просто и понятно объяснили. Удачи!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Марат
12.03.2014 в 14.44
Спасибо за информацию,я попробовал сначала Шу пуэр,а потоп Шен пуер и зразу передержал,потом мне приготовил друг и вкусы вообще другие...Но мне всё понравилось...


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 


Светлана
23.04.2014 в 05.41
Очень люблю пуэр! Казалось, что много читала, но впервые узнала о Шу и Шен. Оказывается, что пила только Шу, другого просто ни разу не встречала. Спасибо за статью! Буду заглядывать к Вам на сайт, т.к. тема чая интересна и, насколько я понимаю, бесконечна!


Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.
 





Если у Вас возникли проблемы с чтением кода, нажмите на картинку с кодом для нового кода.