Классификация чаев по цифрам. Или чем отличается Тегуаньинь 300 от Дахунпао 500.
Сегодняшний пост будет интересен тем, кто уже разбирается в китайских чаях, но знает еще не все. Сегодня мы поговорим о чайных цифрах и о классификации чаев по качеству. Наверняка, вы не раз встречали ценники с названиями китайских чаев и какими-то непонятными цифрами в конце. Например, Дахунпао 300, Дахунпао 500 и Дахунпао 700. Три этих чая могут стоять на одной полке магазина, при этом стоимость каждого из них может отличаться вдвое. Понятно, что эти цифры каким-то образом связаны с уровнем качества данного чая. Но вот, каким именно?
И тут мне нужно кое-что объяснить... Все дело в том, что в Китае при покупке чая продавец всегда предложит вам чай в разных ценовых категориях. Когда вы приходите в китайскую чайную и просите налить вам Дахунпао, вас обязательно спросят, насколько дорогой чай вы хотите попробовать сегодня. Ценовая вилка тут огромна. Самый простой Дахунпао обойдется вам в 250-300 юаней за 0.5 кг. Самый дорогой - 5000-7000 юаней за 0.5 кг. Есть люди, которые покупают и тот и другой чай. Поэтому есть и предложение. В любой чайной найдется несколько уровней качества в рамках одного сорта. На любой вкус и кошелек.
«К чему такие сложности?» - спросите вы. Подождите с вопросами, я потом отвечу на каждый из них, а мы пока идем дальше.
Та же самая ситуация с разными уровнями качества одного и того же сорта переносится и на чайные рынки. Те же самые правила работают и при оптовых закупках чая. Когда клиент приезжает в Китай закупать чай оптом, китайцы обязательно предложат ему «обычный», «хороший» и «очень хороший чай». Разумеется, это будут три разные цены. Какой из них выбрать – решает клиент.
Я сказал «три разные цены», хотя на самом деле их может быть значительно больше. Не обязательно три. Не так давно я держал в руках прайс-лист одной крупной китайской чайной корпорации, в котором каждый вид чая имел 9 различных уровней цен!
Но вернемся к нашей ситуации с цифрами. Чайные бизнесмены из России переносят китайскую схему торговли чаем на свой внутренний рынок. Они закупают все три сорта – «обычный», «хороший» и «очень хороший». И чтобы каким-то образом их ранжировать, присваивают им цифры. Это понятно и удобно. Теперь Дахунпао 300 отличается от Дахунпао 500 на тысячу рублей, а Дахунпао 500 отличается от Дахунпао 700 еще на две. Так они и стоЯт в витрине магазина.
В Китае подобных цифр в названиях чаев нет. В России – они есть. Почему? Потому что китайцы знают и понимают, что разная цена чая означает разное качество чая. Тут это воспринимается как нечто, само собой разумеющееся. А русскому человеку ментально сложно понять -как так, один и тот же товар с одним и тем же названием имеет несколько разных цен. В российском формате торговли обязательно должны быть разные названия и разные ценники. Это ни хорошо и ни плохо. Просто, так уж мы привыкли.
Так и появляются цифры. Они делают понятней процесс выбора китайского чая.
А сейчас - самое интересное! Фишка в том, что другая российская компания, которая тоже занимается продажей китайского чая в России, присваивает эти же самые цифры чаю с совершенно другим уровнем качества. А третья компания - вообще назначает своим чаям цифры 100, 150 и 200, четвертой компании нравится, когда много нулей, поэтому их чай имеет коэффициенты 1000, 5000 и 10000. А компания номер пять просто вводит буквы «А», «Б» и «С». Полный винегрет!
«Аааааааа!» - держатся за голову розничные покупатели, которые просто хотели попить китайского чаю. «Как во всем этом разобраться?»
Никак. Потому что в отношении чайных цифр на российском рынке - бардак. Единого стандарта не существует. И буквенный или цифровой коэффициент после названия чая – это не что иное, как субъективная оценка качества чая данным конкретным продавцом. Вы понимаете, о чем я?
Совершенно не означает, что если вы купили Тегуаньинь 300 у одного поставщика, то и у другого Тегуаньинь 300 будет точно таким же.
Я предвижу ваш вопрос: «Как же нам купить хороший чай, если эти цифры субъективны? Как мы можем быть уверены?» Ребята, я не знаю. Скорее всего, не можете. В Китае никто не покупает чай, не попробовав его. Прежде чем купить даже совсем немножко, вам обязательно его заварят и дадут продегустировать. В любом чайном магазине Китая это правило - без исключений.
В России нет такой традиции. Тут немного другая культура. «Хочешь - покупай, не хочешь – не покупай. Пробовать будешь дома». Поэтому единственный вариант – это доверять своему поставщику и верить, что он разбирается в предмете.
Я не против цифр. Нет. Я очень хорошо понимаю, откуда они берутся и какую функцию выполняют. Но я хочу донести, что подобные цифровые обозначения работают до тех пор, пока вы сравниваете чаи в рамках одного поставщика. Но они бессмысленны, если мы ведем речь о рынке чая в целом.
300, 500, 700, 1000 – это не эталон и не стандарт. Это просто цифры, обозначающие предполагаемый уровень качества.