Я очень хочу познакомить вас с Сун Ли Фан (荪利芳). Это молодая, яркая, удивительно гармоничная и строгая женщина – мастер по изготовлению чайников из исинской глины. Почему именно с ней? Потому что с ней интересно.
Сун Ли Фан профессионально занимается изготовлением чайников. Это ее призвание. Это ее образ жизни. И это ее самореализация. Много лет назад ее учителем был известный в Китае мастер - Гу Чжи Пэй (顾治培). Говорят, что сейчас она во многом превзошла своего учителя и привнесла в его стиль много собственных идей.
Работы Сун Ли Фан находятся на том уровне, когда они еще доступны по цене, но уже безупречны по исполнению. Четыре ее чайника занимали первые места в Исинских соревнованиях. Крупнейший китайский телеканал ССТV снял про нее несколько передач. Ее работы навсегда выставлены на почетный стенд в государственном музее чайников в Исине. Изготовление чайников для Сун Ли Фан – это не просто ремесло, для нее это нечто большее. Теперь вы понимаете, почему мы отправляемся именно к ней? Мы проведем у нее в мастерской какое-то время и посмотрим вживую на то, как создаются чайники.
Ее мастерская начинается с цветов. Это очень необычно. Живые цветы в мастерской я не видел в Исине больше ни у кого. Сун Ли Фан рассказывает, что чайники не терпят спешки. Для того чтобы создать действительно хороший чайник, мастер должен быть полностью расслаблен, отключен от внешнего мира и сосредоточен на работе. (Все фото кликабельны).
Прежде чем приступить к изготовлению чайника, мастер создает эскиз, а затем и чертеж. На чертеже обязательно указываются все размеры. И последующая работа над чайником идет в соответствии с этими размерами.
Вся работа над чайником производится вот на таком круге. Он похож на гончарный, только намного меньше и легче. Он выполнен из металла и установлен на хороший подшипник. Одним прикосновением круг можно раскрутить так, что он будет вращаться несколько минут. Именно это позволяет делать идеально ровные изделия с безупречной геометрией. Такие круги-подставки без исключения стоят на рабочем столе каждого мастера. Это центр рабочего пространства.
Для изготовления чайника используется масса разнообразного инструмента. Всего более пятидесяти различных видов. Колотушки, молотки, лопатки, специальные ножи, спицы, циркули и т.д. Каждый из них имеет свое название на китайском. Запомнить их невозможно. Я даже не стал пытаться.
Процесс изготовления чайника включает несколько этапов, которые следуют один за другим в строгой последовательности. Прежде всего замешивается глина. Десятилетие назад мастера замешивали глину самостоятельно. Сейчас чаще ее покупают уже готовую у профессиональных поставщиков.
Затем изготавливается тело и донышко чайника. И тут есть очень важный момент, на который я хотел бы обратить особое внимание. В старину тело чайника изготавливали из глиняной полосы. Глина раскатывалась особым образом, и из нее формировали полосу длиной 20-30 сантиметров и шириной 5-7 сантиметров, затем концы этой полосы соединяли и очень аккуратно формировали из нее тело чайника. Операция эта невероятно трудоемкая, занимает несколько дней и требует мастерства. Сейчас это «олдскул». По такой технологии изготавливаются лишь единичные, самые дорогие чайники. Большинство же исинских чайников зарождаются вот в таких формах. Эта форма выполнена из специального пористого материала, который активно впитывает влагу. После того как глина помещена в форму, она довольно скоро твердеет и уже через несколько часов готова к дальнейшей работе.
После того как изготовили тело и донышко, они прикрепляются друг к другу и фиксируются. А потом мастер тратит много времени на то, чтобы загладить место крепления - чайник должен быть безупречен на всех этапах производства. Параллельно изготавливаются носик и ручка.
На том месте, где будет носик, специальным инструментом мастер делает перфорацию. Это и есть тот самый фильтр, который не позволяет чаинкам прошмыгивать в чашку.
Затем носик и ручка крепятся к телу чайника, и места крепления аккуратно заделываются с помощью специальных лопаток. Мастер наносит новые и новые слои глины миниатюрной лопаткой, разглаживая их таким образом, чтобы чайник смотрелся как литой.
Затем начинается долгая и кропотливая работа над геометрией чайника. В течение нескольких дней мастер устраняет все неровности и шероховатости. Чайник должен быть безупречным.
С помощью вот такой лопатки выскабливаются внутренние стенки чайника. Эстетичность чайника изнутри не менее важна, чем снаружи.
А печать мастера на донышко наносится вот так. Чайник переворачивается и устанавливается на подставку. Затем одним точным и сильным движением мастер выбивает печать с внешней стороны.
После того как работа над чайником закончена, наступает этап его украшения. Иероглифы и символы, нанесенные на чайник, всегда имеют очень глубокий смысл. Китайцы верят в символы. Но когда дело касается чайников – символы превращаются в культ. Мастер может нанести любую надпись или изображение, если чайник готовится под заказ.
Изображение можно выгравировать либо нанести специальным карандашом, а затем зафиксировать специальным прозрачным лаком. Такие нарисованные изображения удивительно долговечны и не выцветают со временем. Но они хорошо смотрятся обычно на светлых чайниках. Для темных же пород глины лучшим образом подходит гравировка.
Далее следует этап обжига. Некоторые мастера обжигают чайники самостоятельно. Некоторые – отдают на обжиг профессионалам. Чтобы крышка чайника не прилипла к его телу во время транспортировки до печи, чайник посыпают мельчайшей песчаной пылью.
В печи он проходит несколько циклов обжига. И уже через два дня таким чайником можно будет пользоваться.
Сун Ли Фан сфокусирована на деталях. Она не может позволить себе выпустить чайник, в котором что-то, даже самая мелочь, будет сделана не безупречно. На изготовление одного чайника у нее уходит в среднем полторы-две недели. Два изделия в месяц. Это норма для чайников такого уровня. Это я и называю колдовством.
На массовом рынке ее чайники не продаются. 70% своих работ она делает под заказ. Работы под заказ – это основной показатель профессионализма и востребованности мастера.
Когда находишься в мастерской Сун Ли Фан, возникает желание научиться делать такие же вещи. От нее исходит такой авторитет, уверенность и, в то же время, доброжелательность. Это заряжает и увлекает. Хочется так же.
Большое спасибо мастеру за объяснения и наглядную демонстрацию работы над чайником. Давайте все тихонечко поблагодарим Сун Ли Фан. Уверен, ей будет приятно.
И я еще смонтировал небольшое двухминутное видео о том, как работают над чайниками в различных мастерских. Я намеренно не стал накладывать музыку, чтобы передать все как есть. Смотрим!
Ваши вопросы задавайте в комментариях. Я постараюсь ответить.
Скачать это видео в хорошем качестве